В повседневной жизни слова типа «пустой человек», «пустая голова» являются малоприятными. Но на самом деле пустота и ни на что не годность — это совсем разные вещи. Любой человек просто обязан быть достаточно пустым. Иначе ему никогда не поумнеть и никогда не сделать ничего нового.
Итак, что же такое — пустота?
(О которой, кстати, много говорят и на Востоке, в медитативных практиках.) если говорить очень упрощённо, на бытовых примерах, то вот как выглядит человек без пустоты — и человек с пустотой.
На улице идёт дождь. И один человек говорит: «Дождь — это плохо, от него всегда портится настроение». Второй человек говорит: «Что вы, дождь — это замечательно! Я его так люблю, его шум, так приятно по безлюдным улицам бродить под зонтом!» Третий человек говорит: «В у меня — когда как, когда печально от дождя, когда радостно».
У первых двух нет той пустоты, которая связана с дождём. Для них всё очень жёстко. Для одного человека дождь безвариантно связан с плохим. Для второго человека дождь безвариантно связан с хорошим.
А вот у третьего человека есть пустота, которая связана с дождём. У него нет жёсткой, стабильной связи с тем, как на него влияет дождь. У него есть вариации.
То есть пустота — это всегда возможность выбора. Это отсутствие жёсткой связи, отсутствие заявления «если есть это, то будет и то». Пустота — это возможность заменить одно другим. А полнота — когда замены нет. И чем больше вариантов замены — тем больше пустота. Чем меньше вариантов замены — тем больше полнота. Нет вариантов замены, всё может идти друг за другом только вот так, и никак иначе, — это абсолютная полнота.
Всё может идти друг за другом, как угодно, - это абсолютная пустота.
Конечно,с пустотой тоже надо уметь обращаться. Например, у человека есть идея, что быть инвалидом — это не обязательно плохо, это может быть и лучше, чем быть здоровым. Есть в этом суждении пустота? Есть. Но разумно ли это суждение, к каким дальнейшим изменениям оно приведёт? Если человек, пользуясь этой идеей, изуродует себя для того, чтобы увильнуть от каких-то обязанностей, получить досрочный выход на пенсию и т. д. - то вряд ли такая пустота понравится окружающим его людям.
То есть пустота — это не плохо и не хорошо. Это пустота. С ней надо уметь обращаться — то есть надо уметь предвидеть, что произойдёт после того, как стабильная, одновариантная связь разрушится, какие процессы пойдут дальше. Но, с другой стороны, именно пустота помогает находить что-то новое, полезное.
Именно поэтому одни люди-«энергетики» стараются создать внутри себя пустоту — чтобы сделать себя более гибкими, более многовариантно подходить к миру. А другие «энергетики» шарахаются от пустоты, как от чего-то опасного и непредсказуемого. И заодно шарахаются от тех людей, у которых много пустоты, которые поэтому труднопредсказуемы. (Отсюда, видимо, и пошли неодобрительные фразы о пустоте,)
Ну, а люди-«информатики» обычно нарабатывают пустоту достаточно спокойно. Но не медитациями — а сравнениями различных точек зрения, различных мнений, суждений, т. д.
Татьяна Суворова, ритмолог